free 3d porn
3d hentai porn
3d porn comics
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Международный конкурс по истории России для зарубежных школьников 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Приглашаем вас поддержать инициативу Международного Совета российских соотечественников (МСРС) и Русского интеллектуального центра (РИЦ) по организации и проведению Международного конкурса по истории России для зарубежных школьников.

Подробнее

Иммиграция в Аргентину растет 

Негласная статистика последних трех лет новой иммиграции в Аргентине, согласно опроса, дает интересные результаты.

Подробнее

"Moral para el siglo XXI" 

De acuerdo con medios de comunicación rusos:

Подробнее

С семидесятилетием Великой Победы! 

Уважаемые Дамы и Господа, а также просто товарищи, друзья и все добрые люди.

Подробнее

II Международный конкурс по истории России  «Великий и праведный путь к Победе»

II Международный конкурс по истории России «Великий и праведный путь к Победе» 

К участию в интеллектуальном состязании приглашаются наши молодые соотечественники - учащиеся средней и старшей школы.

Подробнее

IVОбщекадетский Съезд ОС СНКР  в Хабаровске и Владивостоке

IVОбщекадетский Съезд ОС СНКР в Хабаровске и Владивостоке 

От 3 до 11 октября 2014 года в Хабаровске и Владивостоке состоялся IV Общекадетский Съезд Открытого содружества суворовцев, нахимовцев, кадет России (ОС СНКР).

Подробнее

Россия зовет

Россия зовет 

Владимир Путин назвал пути решения задач, стоящих перед страной.

Подробнее

Pre 1 2 3 Next

В разделе не отражается позиция администрации сайта,

а лишь излагаются исторические факты и личные взгляды авторов.

Российская диаспора

Печать PDF

 

Российская диаспора в гуманитарном измерении политики России

Укрепление политических и экономических позиций России за рубежом во многом зависит от культурной дипломатии. Именно культурная дипломатия сочетает в себе два вектора - времени и пространства. Эта дипломатия собирает гуманитарные ценности прошлого и настоящего и создает единое культурное пространство для будущего. В сегодняшнем мире она играет существенную роль в достижении основных целей внешней политики государств, создании их положительного образа, популяризации культурного достояния.

Отдельно стоит остановиться на такой чувствительной для российского национального самосознания проблеме как положение соотечественников за рубежом. Русскоязычное сообщество –вместе с гражданами России – сейчас занимает пятое место в мире.

Российской нации генетически было присуще расширение во времени и пространстве. Так шла и история становления российского государства. В XX веке в этом расширении свою роль сыграли сложные, а порой и драматические страницы нашей истории. Разные по времени волны эмиграции в конце XIX начале XX веков, в периоды революционных катаклизмов, гуманитарных катастроф второй мировой войны привели к пространственным, по сути планетарного масштаба, перемещениям миллионов людей. Но уже не миллионы, а десятки миллионов оказались вне пределов своей Родины в результате либерально-этнического сепаратизма на постсоветском пространстве.

В результате всех этих тектонических процессов сформировался «русский мир», который далеко выходит за границы России, а в ряде случаев, за пределы русского этноса. Русскоязычное сообщество – вместе с гражданами России – сейчас занимает пятое место в мире.

Пространство расселения русской диаспоры – необозримо, она присутствует практически во всех странах современного мира. После революции и гражданской войны 1917-1922гг. за рубежом оказались около трех миллионов граждан бывшей Российской Империи, чьих потомков – эмигрантов второго, третьего и даже четвертого поколений, принято называть старой или «белой» эмиграцией. Большинство в «белой эмиграции» составляла политическая и культурная элита Российской Империи. Этот факт предопределил беспрецедентно высокий уровень культурных ценностей, которые были созданы в зарубежье всего за несколько десятилетий. Проза, поэзия, публицистика Бунина и Набокова, Шмелева и Мережковского, Ходасевича и Георгия Иванова; музыка и исполнительское искусство Рахманинова и Стравинского, Глазунова и Гречанинова, Шаляпина и Гедды; театр Михаила Чехова и балет Фокина, Нижинского, Лифаря; живопись Коровина и Кандинского, Рериха и Ларионова; философия Ивана Ильина и Бердяева, Карсавина и Николая Лосского, Франка и Вышеславцева; богословие митрополита Антония (Храповицкого) и отца Сергия Булгакова, отца Георгия Флоровского и Владимира Лосского; исторические труды Георгия Вернадского и Михаила Ростовцева, Бицилли и Милюкова; лингвистика Николая Трубецкого, социология Питирима Сорокина, геополитика и геоэкономика Петра Савицкого; экономическая теория Василия Леонтьева и физика Ильи Пригожина; изобретения Зворыкина, Сикорского, Ипатьева, Юркевича, Тимошенко; шахматные достижения Алехина и Боголюбова. Поначалу большинство русских изгнанников осело в Югославии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Германии, Китае. В 1923г. количество русских эмигрантов в Германии достигало цифры в 600 тыс. человек, а книг на русском языке там издавалось больше, чем на немецком.

В последующем многие эмигранты переместились в Северную Америку, а после второй мировой войны в Аргентину, Канаду, Австралию, Бразилию и даже в ЮАР. Зарубежная Русь – особый фактор во времени и пространстве. Она образовалась из различных волн эмиграции, совпадающих по времени с историческими и трагическими событиями в России на протяжении ХХ века Судьбы русской эмиграции, причем всех ее исторических волн, особенно рельефно прослеживаются на примере Аргентины. Это не случайное явление. Аргентина является одной из наиболее развитых в гуманитарном плане стран Латинской Америки с высоким коэффициентом активности в этой сфере. Эта страна выделяется европейскими культурными традициями и уровнем своей интеллектуальной жизни. Высока восприимчивость нации европейских эмигрантов к гуманитарным ценностям старого континента Играет свою роль и экономический фактор. В целях освоения своей обширной территории Аргентина создала льготный иммиграционный режим, стимулирующий приток новых людских ресурсов. Все это предопределило появление в этой стране многочисленной российской диаспоры.

Люди в той или иной форме идентифицирующие себя с русской культурой составляют в Аргентине от 300000 до 500000 человек, однако такую статистику трудно собрать, поскольку в миграционных документах отсутствовала графа национальность. Российская эмиграция в Аргентине представлена громкими фамилиями – Горчаковы, Долгорукие, Меньшиковы, фон Палены, Римские-Корсаковы, Мамонтовы. Есть потомки Тютчева, Пушкина, Кутузова. (В 40-е -50 е годы в Буэнос-Айресе проживала Великая княгиня Мария Павловна, написавшая там свои знаменитые записки «Принцесса в изгнании»). Они бережно сохраняют не только язык, но и традиции, православие.

В то же время есть и тысячи скромных тружеников, чьи предки прибыли из России в Аргентину еще в начале ХХ века. Это - так называемая «трудовая эмиграция». В музее «Отель иммигрантов» Буэнос-Айреса можно увидеть увеличенные во всю стену фотографии, где узнаются русские лица с глазами, полными надежд на лучшую жизнь.

Многие из тех, кто ехал тогда в Аргентину, так же как и в Канаду, в Австралию, Уругвай, Бразилию, намеривались вернуться, но первая мировая война, а затем и революционные события заставили их осесть в этих странах. В тот исторический период эмиграция в Аргентину из России занимала 3 место по численности после итальянской и испанской. Основная масса этих крестьян, ремесленников и рабочих, в основном с юга России, осела на севере Аргентины в провинциях Мисьонес, Энтре-Риос. Выходцы из России внесли существенный вклад в освоение новых земель Аргентины, в развитие ее сельского хозяйства.

Подавляющее большинство этой группы эмиграции ассимилировалось, они во многом потеряли русский язык. В то же время, начиная с 80-х годов ХХ века в этой среде соотечественников усилилось понимание сопричастности с Россией. Действуют объединения соотечественников, которые пытаются сохранять обычаи и традиции России в обрядах, танцах, костюмах, предметах обстановки и быта. Открыт музей первых русских переселенцев.

Есть еще один срез трудовой эмиграции, которую представляют потомки лиц, выехавших в Аргентину в 1926-1939 гг. из западных областей Украины и Белоруссии, находившихся в то время под юрисдикцией Польши. После второй мировой войны они получили официальное гражданство СССР в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1945г. И от 30 марта 1948г. В 50-е годы некоторые их них выехали в СССР, позже отдельные семьи вновь вернулись в Аргентину.

После распада СССР представители этой группы перешли в категорию лиц без гражданства. Их дети и внуки являются гражданами Аргентины, практически не владеют родным языком, но сохраняют духовные и культурные ценности Родины. При клубах этой части эмиграции действуют различные коллективы, они отмечают российские праздники.

Среди эмигрантов первой волны были также политические эмигранты. В Аргентине в начале ХХ века нашли приют и моряки с броненосца «Потемкин» и даже первый (фиктивный) муж Надежды Крупской, который умер в аргентинской тюрьме, куда попал за свои анархистские взгляды.

«Белые эмигранты» появились на южноамериканском континенте еще до второй мировой войны, хотя численность их было невысокой. В Аргентине они издавали свою газету, исправно посещали русский православный храм. В годы второй мировой войны часть «белой эмиграции», занимая патриотические позиции, обратилась с просьбой к Московской патриархии учредить новый приход в Буэнос-Айресе. И в 1943 г этот приход был открыт. Среди этой части эмиграции можно упомянуть потомков основателя первых русских поселений на Аляске Григория Шелехова, генерала фон Шварца. С 1925 г. по 1950 г. В Аргентине жил и работал знаменитый скульптор Степан Эрзья.

Русские эмигранты, покинувшие Россию после революции, были вынуждены приспосабливаться к новой жизни на чужбине, и некоторые из них пытались найти счастье даже в таких дальних странах как Парагвай. Особый интерес вызывает эпопея генерала Беляева, который решил создать русскую коммуну на парагвайских землях, куда в конце 20-х г.г. из Франции и Бельгии прибыли тысячи безработных русских офицеров. Условия их жизни и сельского труда, к которому они не имели никакого навыка, были очень тяжелыми, но их потомки до сих пор вспоминают о тех «вечеринках», которые устраивали их дедушки и бабушки, и показывают трогательные снимки веселых компаний на фоне непроходимой сельвы.

Очень скоро «русские парагвайцы» оставили сельский труд и осели в Асунсьоне, посвятив себя государственной и военной службе, а также преподаванию, медицине. Их высоко ценил бессменный парагвайский президент Стресснер. Русские офицеры приняли активное участие в войне с Боливией. В парагвайской столице есть 17 улиц с именами русских воинов, инженеров и врачей. Материальный и духовный вклад русских в Парагвае не забыт, но в России это стало известно совсем недавно. Кстати, тесная дружба Стресснера с русскими белыми офицерами во многом объясняла его ярый антикоммунизм. В настоящее время потомки «русских парагвайцев» проявляют большой интерес к России, многие из них побывали на Родине, они заинтересованы в реализации совместных экономических и культурных проектов, продвижении России на континенте.

После второй мировой войны обозначился новый поток русской эмиграции в Аргентину. В 1948 году президент Аргентины генерал Перон издал указ о приеме 10000 русских, независимо от их возраста и семейного положения. Вместе с эмигрантами, проживавшими до войны в странах Западной Европы, прибыли в Аргентину перемещенные лица, бывшие советские военнопленные и участники власовского движения.

В этом срезе эмиграции этнические русские составляли большинство. Они были наиболее образованной частью диаспоры, благодаря чему им удалось занять видные позиции в обществе. Эти эмигранты всегда придерживались идеологии русской государственности и православной культуры. Издавали газеты, имели театр. Устраивали масштабные праздники. Они хотели жить так, как жили их отцы и деды в старой России. Уже в 90-е годы многие из них побывали на Родине, нашли своих родственников. А некоторые их дети и внуки реэмигрировали в Россию. К отдельной группе относится поток эмиграции 90-х годов из России и республик бывшего СССР. Социальный состав этих людей – инженеры, врачи, учителя, рабочие, мелкие предприниматели. Приезжают они с минимальным стартовым капиталом, не зная языка, не имея юридической культуры. Огромно число таких иммигрантов в Европе, а в Аргентине их осело около10000 человек.

Для понимания «русского мира» за рубежом желательно иметь в виду следующее. Разные волны эмиграции предопределили различный политический, социальный и культурно-образовательный состав российских диаспор. Для «трудовой» эмиграции ХХ века и постсоветского периода характерны слабая организация и сложное экономическое положение. В этом плане они заметно уступают западноевропейским, еврейским, армянским и другим диаспорам.

Более структурирована и политически очерчена «белая» эмиграция. Но организованности и единства не хватает и ей. Вместе с тем она всегда имела определенную идеологическую окраску и, в частности, не считала своей «трудовую» эмиграцию. Октябрьская революция воспринималась «белыми» эмигрантами как «Катастрофа 1917 года», а большевистский режим как чуждый, инородный для России проект, импортированный космополитическими элементами. Идеологи этой эмиграции продолжают считать себя представителями Всероссийской империи, то есть всей России, «всея Руси» в границах 1913 года.

Они не признали послереволюционный раздел России. Не признают они и распад страны в 1991 году. «Белая» эмиграция считает своей Родиной ту «Страну, которая всегда находилась в канонической юрисдикции Патриархов Московских и всей Руси». Поэтому они называют себя «соотечественниками всея Руси». С годами острота подобного восприятия истории постепенно ослабевает. В настоящее время многие «белые» эмигранты уже понимают аргументацию о том, что трагическая история России принадлежит всем ее «детям».

Меняется позиция «белых» эмигрантов и в отношении единения Православной Церкви. Если ранее они опирались только на Русскую Зарубежную Церковь, то теперь поддерживают усилия по ее объединению с Русской Православной Церковью. Политическая и культурно-образовательная элитарность «белой» эмиграции лежала в основе «Русского Зарубежья», которое состоялось как уникальное явление в отечественной и мировой культуре. «Русское Зарубежье» - этот поистине новый цивилизационный пласт – продолжило продвижение во времени и пространстве, но уже вне географических границ России, ее культуры, менталитета, духовной самоидентификации. Эту историческую миссию «Русского Зарубежья» прочувствовал Николай Бердяев, трактовавший эмиграцию не как изгнание, а как «посланничество», призванное сказать свое слово за Россию. «Русский мир» за рубежом сложен и многообразен. Многие эмигранты сохранили язык и культуру своей Родины. Однако, значительная часть их детей и внуков адаптировалась к процессам глобализации. Но неизбежная ассимиляция не перечеркнула генетическую память, и большинство эмигрантов и их потомков продолжают думать по-русски.

Для выстраивания практической политики в отношении нашей эмиграции важно также учитывать и следующие обстоятельства. Независимо от «исторических волн» и причин эмиграции, «Русское Зарубежье» тянется к России и рассчитывает на поддержку Российского государства. Это – потенциальные помощники России. Соотечественник - это в первую очередь вопрос личного выбора, духовного самоопределения. Любой человек, причисляющий себя к российским соотечественникам и реализующий этот свой выбор в поисках контактов с российским культурным наследием, может претендовать на оказание ему помощи в рамках программ поддержки диаспоры за рубежом. Однако работа с соотечественниками в дальнем зарубежье до последнего времени строилась на вкусовой практике и не имела определенного плана, не говоря уже о бюджетных средствах.

В этой связи практический интерес для нас представляет опыт других стран. Активно, с упором на национальную специфику работают со своими диаспорами западноевропейцы. Выделяются значительные финансовые средства для содержания школ и кафедр в высших учебных заведениях, культурных центров, языковых курсов, гуманитарного обмена, прежде всего культурного экспорта. В этой сфере усиливается активность и Пекина. Китайские диаспоры быстро растут в количественном и экономическом отношении и уже сегодня представляют собой серьезную опору для дальнейшего укрепления внешних позиций Китая. В последние годы наметились позитивные сдвиги в работе с соотечественниками и в России. Обозначился психологический перелом в отношении к нашим диаспорам в ближнем зарубежье, где не по своей воле в тяжелом положении после распада СССР оказались более 25 миллионов русских. На фоне непростой демографической ситуации в самой России взаимодействие с соотечественниками становится одним из национальных приоритетов страны. При МИД РФ действует правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Принята программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008г.г. В июне 2006 г. был издан указ Президента о мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; разрабатывается государственная программа осуществления этого указа. По инициативе А.И. Солженицына создан и действует научный и культурный центр по изучению наследия русской эмиграции - фонд «Русское зарубежье».

24-25 октября 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялся Всемирный Конгресс соотечественников. В работе конгресса приняли участие около 600 активистов организаций соотечественников из 78 стран как ближнего, так и традиционного зарубежья. Участники конгресса поддержали идею создания Координационного совета, который на постоянной основе будет отслеживать защиту и интересов соотечественников. Вместо с тем, впереди еще большое поле работы. Требуется осознать необходимость увеличения финансовых средств на поддержку соотечественников. При этом не приходится рассчитывать на финансовые возможности самой российской диаспоры, материальное положение которой не соответствует ее интеллектуальному уровню.

Следует иметь в виду и трудности в объединении самой русской диаспоры в той или иной стране. Русские люди за рубежом, как отмечалось выше, несмотря на принадлежность к одной культуре, расколоты, порой их трудно сплотить. И расколоты они не только в силу идеологических разногласий, а по имущественному, культурно-образовательному признакам. Это – историческое явление, заслуживающее отдельного рассмотрения.

Подобное разъединение русской эмиграции преодолимо, когда предлагаются интересные программы, когда со всеми ведется разговор на равных, без идеологических смещений, когда, наконец, и это самое главное, соотечественники ощущают, что они являются частью сильного, достойного государства, которым они могут гордиться.

Работа с представителями русской эмиграции в дальнем зарубежье во многом ведется на базе представительств Росзарубежцентра, которые пока не могут приспособиться к новым политическим условиям России и выработать иные принципы общения с соотечественниками, поменять имидж и методы работы.

Во времена Советского Союза эти культурные центры носили явную идеологическую окраску и ориентировались только на левые слои общества. До сих пор со стороны эмиграции к ним сохраняется двойственное отношение. К сожалению, если раньше еще выделялись средства на курсы русского языка при таких центрах, то теперь это финансирование недостаточно. Эмигранты хотят, чтобы их дети и внуки говорили по-русски и приводят их в школы при посольствах РФ, но при этом школы требуют с них деньги за учебу, порой непомерные. В итоге дети русских эмигрантов растворяются в местной среде, утрачивая наш менталитет и культуру.

Важно вести дело к расширению сети качественно новых российских заграничных центров с целью распространения наших культурных ценностей, развития двусторонних связей и работы с соотечественниками. Было бы полезно стимулировать создание при таких центрах архивной службы для сбора материалов по истории русской эмиграции. Желательно изыскивать возможности формирования театральных трупп, студий документального кино, издания газет и других СМИ.

Необходимо государственное и спонсорское финансирование школ для детей наших соотечественников с поставкой, в том числе на коммерческой основе, российских учебников начальной школы, которые можно было бы использовать как для преподавания в школе, так домашнего образования.

Политически важно продолжить работу по облегчению условий предоставления российского гражданства потомкам эмигрантов из России. При разработке целевой программы возвращения на Родину представителей российской диаспоры желательно учитывать, что не все соотечественники смогут или захотят вернуться. Поэтому параллельно надо искать возможности оказания финансовой поддержки социально незащищенных категорий соотечественников. Один из возможных путей –выделение на эти цели части консульских сборов.

Нельзя снижать усилия и по формированию механизмов информационно-пропагандистского обеспечения гуманитарного вектора внешней политики России. На всех этих направлениях немалое содействие может оказать Русская Православная Церковь.

Собирание «русского мира» - общее дело Российского государства и РПЦ. Православный храм всегда был центром притяжения русской эмиграции. Ощущение принадлежности к общему духовному наследию и традициям помогало им пережить тяжкие испытания. Это важно для сохранения и развития связей с Родиной и в настоящее время.

Русская Православная Церковь оказывает посильную помощь и новым эмигрантам. При церковных приходах действуют воскресные школы, где изучается русский язык и основы русской культуры. Православные приходы в дальнем зарубежье подчас являются центром большего притяжения, чем официальные представительства РФ. При этом нецелесообразно разделять приходы Московского патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом. Наши соотечественники посещают, порой одновременно, храмы обеих церквей.

Сейчас идет процесс взаимного примирения, диалога и объединения. Восстановление единства РПЦ имеет необратимый характер, несмотря на все препятствия объективного и субъективного характера. «Акт о каноническом единстве» - символический знак воссоединения разделенного русского народа, «исторической России». Работа с российской эмиграцией, осознание ее роли, принятие этих людей не как париев, оставивших Родину, а как людей, обеспечивающих культурное и информационное присутствие России за рубежом, поддержание позиций русского языка в мире, только начинается. Наши соотечественники должны помочь своей Родине в конструктивном диалоге с зарубежными партнерами, влиять на формирование объективного образа России.

Известно, что сильная диаспора может быть только у сильного государства, у государства с национальной идеей. И сейчас, когда Россия вновь обретает динамику развития и авторитет в международных отношениях, когда ломается привычная структура мира, соотечественники призваны быть вместе. Российская зарубежная диаспора должна занять должное место в политике России. Очевидно, что внутренние социально-экономические проблемы сейчас для нас более актуальны. Но откладывать решение этой гуманитарной и одновременно стратегической задачи рискованно. Кто может просчитать возможные издержки от упущенных сегодня возможностей?

Астахова Е.В./ Е.В. Астахова

// Космополис. – 2007/2008. – № 3